открыть меню

Лекторий петербургского архива Музея современного искусства «Гараж». Анастасия Котылева «Способы определения неофициального искусства в ленинградской культуре 1960–1970-х годов»

14.11.2024
19:00

14 ноября, 19:00, «Сообщество» (перенос лекции с 3 октября)

В 1989 году группа молодых искусствоведов, в которую входили Екатерина Андреева, Олеся Туркина, Андрей Хлобыстин и другие специалисты, организовала выставку «От неофициального искусства к перестройке. Из истории художественной жизни Ленинграда. 1949–1989» — один из первых кураторских проектов в локальном контексте, посвящённых выстраиванию генеалогии разных групп и художественных практик, которые создавали альтернативу государственной культурной политике. Это событие — пример, показывающий, что уже в конце 1980-х годов, ещё до завершения существования СССР, исследователи из университетской среды хотели сотрудничать с андерграундными авторами, а также активно работали с понятием «неофициальное искусство» и способами его определения. Многие из кураторов этой выставки в дальнейшем стали авторами исследований и выставочных проектов, которые сегодня считаются ключевыми. Однако для формирования новых перспектив в изучении позднесоветского художественного процесса кажется интересным заново обратиться к источникам, созданным изнутри ленинградской «неофициальной» среды, и посмотреть, как сами участники и участницы этого культурного процесса формировали ее образ и обозначали ее специфику.

По воспоминаниям кураторов, важными материалами для организации ретроспективной части выставки были тексты, опубликованные художником Анатолием Басиным в книге «Газаневщина. Газаневская культура о себе» (Иерусалим, 1989). Это тамиздатовское издание можно назвать одним из «автоархивов», представляющих историю ленинградского неофициального искусства с точки зрения акторов художественного процесса. Лекция будет посвящена этой и нескольким другим сам- и тамиздатовским публикациям 1970–1980-х годов, повлиявших на то, как в дальнейшем понималось «неофициальное искусство», а также мифологиям, которые конструировали составители этих изданий.

Анастасия Котылева (род. 1988, Сыктывкар) — историк искусства, куратор, автор статей и лекций о современном искусстве. Старший хранитель архива Музея «Гараж» в Санкт-Петербурге. Окончила факультет Свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университете, программу магистратуры «Арт-критика». Основные кураторские проекты: «Владимир Козин. Почувствуй себя птицей» (совместно с Александром Дашевским; Музей современного искусства PERMM, Пермь, 2019), «Тимур и Иван» (совместно с Андреем Шабановым и студентами Европейского университета в Санкт-Петербурге; Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2021), Vanishing Points (галерея MYTH, Санкт-Петербург, 2021), Практическая лаборатория об архивах в кураторской практике (4-й Кураторский форум, Санкт-Петербург, 2023). Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Вход бесплатный, количество мест ограничено. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Цикл лекций «История петербургского искусства: от неофициальной культуры к актуальным художественным практикам» петербургского архива Музея современного искусства «Гараж» посвящён ключевым событиям и героям культурной жизни города. Каждая лекция — своеобразная отметка в хронологии локального современного искусства. Представленные вместе, эти сюжеты призваны обозначить границы принятой периодизации, рассказать о существовавших концептуальных нарративах и творческих стратегиях, а также показать исторические и культурные связи, объединяющие разные поколения петербургских художников. 

 
Наш сайт использует файлы cookie. Политика конфиденциальности.