открыть меню

Фестиваль «День Д». Лекторий «Тактика творца. Советский опыт»

03.09.2021–04.09.2021
Павильон
dovl1.jpg

«День Д» — ежегодный фестиваль памяти Сергея Довлатова и его времени, который проходит в пятый раз 3-5 сентября 2021 года на различных площадках Петербурга и посвящен 80-летнему юбилею писателя. В павильоне Новой Голландии пройдёт лекторий «Тактика творца. Советский опыт».

Главная тема лектория — творческий человек в тяжелое для самоуправления историческое время. Для России с её мощной культурой и континентальным политическим климатом — постоянная и важная тема уже примерно три столетия. На примере юбиляра Сергея Довлатова исследовать и обсудить её особенно ловко: свидетели живы, воспоминания зафиксированы, повод — есть. Проблему следует рассмотреть в нескольких аспектах.

Прагматика: что было эффективнее для творца — попытка приспособиться и существовать в официальной советской культуре как Шнитке, Рязанов, Трифонов; жить в СССР во «второй» культуре — Вениамин Ерофеев, Илья Кабаков, Владимир Высоцкий, или эмигрировать как Довлатов, Бродский, Солженицын? В чем преимущества и угрозы этих трех тактик?

Искусство борьбы с цензурой. Какие тактики были эффективнее? В какие сферы можно было «спрятаться» — художественный перевод, детская литература, иллюстрация, дизайн?

Чем губительно и чем полезно положение творца в эмиграции (проблема читателя, разрыв поколений, утеря социального капитала), в творческом союзе (губительность компромиссов), в подполье (бедность, социальный статус, способ проникновения к потребителю)?


3 сентября, 18:00

Лев Лурье: «Быть хамелеоном: способы самореализации в хмурые эпохи»

История России состоит из чередующихся периодов застоя и реакции с небольшими вкраплениями оттепелей и перестроек. Каким образом должен вести себя русский автор чтобы оптимальным образом самопроявиться в творчестве? Эмиграция, попытка приспособиться к текущим политическим и цензурным условиям не теряя себя, попытка борьбы до последнего за право писать и говорить то что хочешь? Со времен Николая Тургенева и Александра Герцена, Николая Чернышевского и Михаила Салтыкова до Александра Солженицына, Юрия Трифонова, Сергея Довлатова русские писатели и мыслители отвечали на этот вопрос по-разному.

Лев Лурье — лауреат премии «Золотое перо» как лучший журналист года, Анциферовской премии за труды по истории Петербурга и множества наград за телефильмы. Автор многих книг по истории России и Петербурга. Основатель одной из самых известных школ России — Санкт-Петербургской классической гимназии № 610. Основатель краеведческого журнала «Квартальный надзиратель». Колумнист «Делового Петербурга» и «Фонтанки». Автор десятков документальных телевизионных фильмов, включая многосерийные и шедшей четыре года на Пятом канале еженедельной программы «Культурный слой». Основатель проекта блокадной памяти «День памяти 8 сентября», ежегодного праздника, посвященного Сергею Довлатову «День Д», просветительской организации «Дом культуры Льва Лурье», фонда сохранения и развития культуры, краеведения и туризма «Ленинградцы».

Вход бесплатный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию при рассадке, носите маску в течение всей лекции, и оставайтесь дома при любых признаках болезни.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь.


3 сентября, 20:00

Кира Долинина: «Мы их не читали...» Неофициальный художник и художественный официоз в 1960-70-е годы

Два поля культурной жизни последних десятилетий советской власти, вроде бы четко обозначаемые словами «официальное» и «неофициальное» — на самом деле находились в сложных отношениях между собой. Неофициальные художники и литераторы могли «принимать» от государственных институций какие-то заказы и блага, могли днем служить в госучреждениях, а в свободное время создавать откровенно антисоветские произведения, могли и целиком и полностью уходить в подполье. Эти (и другие) практики сосуществования двух культур при пристальном рассмотрении расскажут нам куда больше чем привычное разделение на «черное» и «белое».

Кира Долинина — доцент Европейского университета в Санкт-Петербурге, художественный обозреватель ИД «КоммерсантЪ», автор более 1500 статей, сборника "Искусство кройки и житья. История искусства в газете, 1994–2019. НЛО, 2021) и нескольких выставочных каталогов.

Вход бесплатный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию при рассадке, носите маску в течение всей лекции, и оставайтесь дома при любых признаках болезни.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь.


4 сентября, 15:00

Никита Елисеев: «Диалектика застоя. Братья Стругацкие»

«Чем ближе от меня прошлое, тем оно для меня непонятнее, непостижимее; тем менее оно поддаётся объективному анализу; тем более я склонен, вглядываясь в это прошлое не к научной точности, но поэтической обобщённости. Тем более я доверяю писателям этого времени, а не учёным. В конце концов, это близкое прошлое, в котором я прожил большую часть жизни, та история, которая ещё не отделилась от современности. Образ этого прошлого для меня дать почти невозможно. Можно рискнуть обрисовать лишь некоторые его черты. Можно попытаться показать, как эти черты формировали удивительных, ярких, убедительных писателей того времени, не потерявших ничего от своей яркости,удивительности, убедительности и в наше время: братьев Стругацких».

Никита Елисеев — ведущий библиограф Российской национальной библиотеки, литературный и кинокритик, публицист и переводчик. С 1991 года печатается в журналах «Знамя», «Новый мир», «Звезда», «Вопросы литературы», «Новая русская книга», «Новое литературное обозрение», «Октябрь», «Сеанс» и других, в газетах «Первое сентября» и «Iностранец», в сетевом издании «Русский журнал». В 2002 году вышел сборник эссе и критических статей «Предостережение пишущим». Член редколлегии издательства «Сеанс». Академик Академии русской современной словесности. Лауреат премии журнала «Новый мир» за 1998 год.

Вход бесплатный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию при рассадке, носите маску в течение всей лекции, и оставайтесь дома при любых признаках болезни.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь.


4 сентября, 17:00

Дмитрий Травин: «Что делать, когда ничего не поделать: социальные науки в СССР»

Как ученый, работавший в социальных науках в «долгие семидесятые» (1968 — 1985 гг.) мог выстраивать стратегию своей работы, чтобы создавать полезный продукт даже в условиях цензуры? Дмитрий Травин покажет, что возможности были различны в зависимости от того, какой конкретной отраслью социальных наук занимался исследователь, и в каком месте он работал.

Дмитрий Травин — экономист, социолог, публицист, член Комитета гражданских инициатив, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, научный руководитель Центра исследований модернизации. Лауреат Международной Леонтьевской медали «За вклад в реформирование экономики» (2008). Автор книг «Пути реформ» (1995), «Путинская Россия: от рассвета до отката» (2008), «Крутые горки XXI века. Постмодернизация и проблемы России» (2015), «Просуществует ли путинская система до 2042 года?» (2016) и др.

Вход бесплатный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, соблюдайте дистанцию при рассадке, носите маску в течение всей лекции, и оставайтесь дома при любых признаках болезни.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь.


День Д Логотип.jpg

 
Наш сайт использует файлы cookie. Политика конфиденциальности.