5 июня, 19:30
Wolves In the Throne Room в интервью спрашивали: как вы можете играть антицивилизационную музыку, пользуясь технологиями цивилизации? Как можно резонировать с миром-без-нас, используя электрогитары — самый популярный музыкальный инструмент? На что участники группы ответили: «Мы все лицемеры. Однако наша цель — не чистое, невиновное существование». С подобным парадоксом сталкивается любой, кто пишет или говорит об экстремальной музыке. Как о ней вообще можно сказать, если она избегает любого определения или теоретизирования? Однако, если не «говорить о...» блэке, а попытаться, наоборот, «очернить» им саму теорию, пытаться раскрыть металлическое ядро самого мышления, мы сможем взглянуть на себя как на «лицемеров».
Другими словами, возможна ли теория black metal? Или она по необходимости будет антитеорией? Юджин Такер в своем эссе о блэке подчеркивает связь этой музыки с понятием «черный». Чернота черного — это нигилизм. Черное — это антихристианство. Черное — это черная магия. И, наконец, черное — это космическая пустота и безучастность мира. Все эти констелляции смыслов, традиций и бунтов «против» предполагают свою политику, свою социальность и темные космологии.
На лекции будут раскрыты главные идеи и исследователи black metal и более широкого контекста экстремальной музыки и то, как эти идеи вписываются в контекст современной философии. Это предполагает реконструкцию отношения black-metal-сцены с неолиберальной капиталистической системой (например, в текстах Бенджамина Нойса) и попытку представить альтернативную роль музыки в данной политэкономической и эстетической формации.
Борис Клюшников (Москва) — куратор, арт-критик и теоретик современного искусства.
Кураторы направления: Марина Исраилова, искусствовед, независимый исследователь, Вита Зеленская, антрополог, независимый исследователь.
Вход свободный. Количество мест ограничено. Пожалуйста, зарегистрируйтесь. 18+
Лекторий по исследованиям звука «Вслух»
Лекторий «Вслух» посвящен звуку в его политическом и социальном аспектах: на фоне возросшего интереса к звуковым явлениям в гуманитарных науках эта линия мысли о звуке кажется наиболее перспективной и важной.
Лекторы — представители философии, социологии, культурологии, антропологии и sound studies — исследуют звук как социальное явление, детерминированное (со)обществом и несущее на себе следы его противоречий. В то же время они отмечают, что звук и музыка обладают потенциалом освобождения, способностью переопределяться и объединять, создавать, пусть и временные или воображаемые, новые миры.
То, как мы слышим и слушаем, производим звуки и тишину, проводим границы между шумом и музыкой — интереснейший предмет для обсуждения, который также будет освещен в серии лекций.